Церковь Воскресения на Дебре — памятник зодчества первой половины XVII века не только Костромы, но и всего русского искусства. В XVII веке среди городского населения Костромы все большее значение начало приобретать купечество. Костромские купцы, став благодаря обширной торговле богатейшими людьми в городе, старались ни в чем не отставать от родовых бояр и дворян. Они ставили на свои деньги новые церкви неподалеку от своих домов. Ярким примером такого строительства является Церковь Воскресения на Дебре.
Она была построена в 1645–1651 годах на деньги купца Кирилла Исакова, торговавшего краской с Англией. Краска эта была настолько дорогая, что за ее бочонок платили золотом. Однажды, повествует легенда, разбирая бочонки с краской, полученные из Англии, в одном из них, вместо краски, купец обнаружил золото. Вот на эти деньги будто бы он и построил каменную церковь. Церковь гармонирует с окружающим ландшафтом своей постановкой, живописно-цветовым решением и ритмом архитектурного построения. Выглядит она так, что кажется стоящей в густом лесу, непроходимой дебре.
Впечатление гигантского цветка создают двенадцать глав, поднятых на разную высоту. Стены храма Воскресения кажутся ажурными от обилия декора, от росписи их «в кирпич». Декоративно обработаны обходная галерея и своеобразные крыльца, то напоминающие миниатюрный храм, то в виде беседки с четырьмя столбами и лестницами на ползучих арках. С высоким мастерством выполнены белокаменные резные вставки и изображением мифических птиц и зверей. Интерьер церкви расписан фресками на темы сотворения мира, апокалипсиса, страшного суда.
Достопримечательностью церкви является ее северно-восточный придел, так называемый Трехсвятительский придел. На стенах и сводах изображены сцены из жизни Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Предполагают, что эти фрески были написаны Гурием Никитиным и другими художниками, обычно работавшими в его артели. Не менее интересным произведением искусства является и резной иконостас придела, тончайший орнамент которого искусно раскрашен и вызолочен. Самой древней иконой, украшающей Воскресенскую церковь, является икона и изображением поясного Спаса-Вседержителя, датируемая XV веком.