Русский Национальный Балет «Кострома»
Президент и продюсер балета
– заслуженный работник культуры Царенко Елена Николаевна.
Художественный руководитель и главный балетмейстер
– заслуженный деятель искусств РФ Царенко Юрий Валериевич.
Появлению «Русского национального балета «Кострома» предшествовало множество предпосылок от зарождения самой идеи, до ее материального воплощения.
Все началось со встречи двух людей, двух разных судеб - любви друг к другу и танцевальному искусству. Переломные девяностые годы для многих открывали бескрайнюю перспективу. Люди создавали кооперативы, частные предприятия, открывали, свои дела, именуя их модным зарубежным названием - бизнес. Молодость и жизненная энергия Елены и Юрия Царенко требовали мгновенных действий. Сложившаяся ситуация открывала разные пути развития. Судьбоносным для них стал только один, тот, который смог приблизить к заветной мечте – созданию хореографического коллектива. Ей суждено было сбыться в 1991 году, именно тогда в России появился первый частный театр народного танца «Кострома».
Становление «Костромы» на отечественных подмостках культуры и искусства проходило достаточно органично. Судьба будто сама подсказывала верное направление и вела к назначенной цели. Появлялись новые знакомства, выстраивались партнерские отношения. Система взаимозачетов некогда популярная среди предприятий малого бизнеса возлагала определенные обязательства, предавая инерцию верному движению. Молодые руководители чувствовали огромную ответственность за каждый сделанный ими шаг, перед теми, кто верил в них и общее дело – пред сотрудниками, артистами, зрителями, городом, партнерами. Методом проб и ошибок искали себя, свой стиль. Пробовали разные направления, учились новым технологиям, экспериментировали.
Название старинного города с берегов реки Волги было выбрано не случайно. Колыбель рода Романовых, олицетворяющая настоящую Русь, с ее богатейшей историей, обычаями и традициями, в свое время, стала домом для молодой семьи и её дела. Здесь Елена и Юрий нашли свое вдохновение, которое со временем наделило репертуар балета неповторимой мощью народного духа. К примеру, в хороводе «Грустиночка» (постановка Ю.В. Царенко, спектакль «Национальное Шоу России») была использована идея древнего языческого праздника «Костромы» из цикла летних ритуальных игрищ, прославляющих всесильного бога солнца Ярилу. Хореографическая композиция «Теплота сердечная Сканью называется» (постановка Ю.В. Царенко, спектакль «Национальное Шоу России»), созданная по эксклюзивному заказу и полной поддержке ювелирной компании Алмаз-Холдинг олицетворяет чудо скани, изящество и красоту тонкого плетения по металлу, - древнего Костромского промысла из села Красного на Волге. Создатели пошли по пути синтеза фольклорного танца, классического балета и театральной драматургии, используя элементы шоу-бизнеса, видео-проекцию и спецэффекты. Не случайно символом Балета и созданного ими нового стиля стала балетная туфелька и лапоток…
Всю жизнь Елена и Юрий старались следовать своей интуиции. Именно этот бесценный дар вел к успеху, придавал уверенность рискованным действиям, вселял веру в будущее. На их взгляд любой человек, обладающий этим чувством бесконечно богат, ибо доверившись ему, получает возможность идти вперед - навстречу к своей мечте.
Результатом последовательного развития Автономной Некоммерческой Организации «Русский Национальный Балет «Кострома» стало создание при нем Детской Школы Хореографии, а позже, в 2002 году колледжа «Губернская Балетная Школа». Наличие профессиональной питательной среды, считают руководители - важное условие творческого наследования балета. Возглавила Школу их дочь, вице-президент РНБК - Мария Вешкина (Царенко). С 2010 года колледж перешел на бесплатную систему обучения. Из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, других городов в Кострому приезжают лучшие преподаватели - представители своих профессий. За годы существования колледжа в 2007 и 2010 годах было подготовлено 2 курса профессиональных артистов народного танца. Сегодня, около 20-ти выпускников «Губернской Балетной Школы» работают в основном составе «Русского национального балета «Кострома». Среди них – Иван Царенко, младший сын Елены и Юрия, который, так же как и его родители посвятил свою жизнь хореографическому искусству. В настоящее время Иван является солистом основного состава труппы, помощником художественного руководителя «Русского национального Балета «Кострома» и педагогом колледжа «Губернская Балетная Школа» по дисциплине «Сценическая практика».
Семья, так называют «Русский национальный балет «Кострома». Елена и Юрий Царенко спроецировали свой личный семейный опыт на бесценный опыт требовательных и чутких руководителей, результатом которого стал большой и очень дружный коллектив.
Двадцать лет «Русский национальный балет «Кострома» является носителем традиционной народной культуры. За годы, полные творческих экспериментов было сыгранно более 1700 представлений. Балет успешно гастролировал в 20-ти странах мира. Создано шесть танцевальных программ: "Волжские зарисовки", "За святую Русь!", "Русское представление", "Загадочная Русь", "Жили-были" и «Национальное Шоу России». Премьеры спектакля «Национальное Шоу России» презентовались в Лондоне, Москве, Париже и Роттердаме. С 2005 года в городе Москве в ГК «Космос» реализуется уникальный ежегодный туристический проект «Национальное Шоу России» «Кострома», во время которого балет представляет 100 исторических спектаклей о великой загадочной Руси.
Получив признание зрителя в России и за рубежом, Елена и Юрий Царенко по праву могут гордиться своим балетом и единственным во всей Костромской губернии профессиональным хореографическим образовательным учреждением. Всю свою жизнь они посвятили самому изысканному виду искусства – народному танцу, подчинив ему идею воспитания толерантного, патриотического и эстетического общества, а так же возможность донести все светлое и самое доброе в российских сердцах до людей, говорящих на различных языках. Ибо балет по истине интернационален!