Крупное трехэтажное кирпичное здание в классических формах, имеет огромное градостроительное значение, оформляя угол квартала и открывая застройку центральной улицы города – Советской. Существующее монументальное сооружение имеет длительную строительную историю.
Первоначальный каменный жилой дом на пересечении Кинешемской, или Русиной ул. (ныне Советская) с ул. Ильинской (ныне Чайковского) был построен в 1788 г. по заказу надворного советника губернского прокурора П.Я.Казаринова. В 1795 г. он был продан Карцеву (или Карцову), за потомками и родственниками которого оставался до 1887 г. В 1871 г. дом значится как трехэтажный с тремя лавками, во владение также входили два двухэтажных флигеля, вытянутых вдоль улицы. В 1860-1870-е гг., когда зданием владел Г.А.Карцев, здесь была устроена гостиница "Старый двор". В этот период дом имел 9 оконных осей по уличному фасаду и соединялся с флигелями одноэтажными переходами. В 1883 г. гостиница была продана с торгов Ф.М.Жукову, а в 1904 г. перешла в собственность города.
В связи с подготовкой к празднованию 300-летия Дома Романовых она была полностью перестроена и расширена: боковые крылья и флигеля снесены, на их месте по проекту арх. Н.И.Горлицына выстроены новые, трехэтажные, в стиле неоклассицизма; разобран, но потом восстановлен аттик над сохраненной ротондальной угловой частью здания.
В советское время здание продолжало использоваться под гостиницу. В 1919-1921 гг. здесь останавливались видные деятели революции А.В.Луначарский, Ф.И.Голощекин и др. В 1920-1922 гг. в здании размещался 1-й губернский комитет РКСМ, созданный в 1919 г. В 1935-1936 гг. в гостинице останавливался советский писатель А.С.Новиков-Прибой (1877-1944). Новиков-Прибой несколько раз приезжал в Кострому во время работы над романом "Цусима", встречался с костромичами – участниками Цусимского сражения. Писатель выступал на встрече с партийным активом города, на литературном вечере в центральной библиотеке, передал в редакцию газеты "Северная правда" не публиковавшийся отрывок из романа "Два друга", который был опубликован в газете в виде отдельного рассказа. Монументальный трехэтажный объем, Г-образный в плане, имеет скругленный угол с характерной для зодчества Костромы полуротондой, декорированной колоннадой ионического ордера, поднятой на рустованном первом этаже, трактованном как цокольный.
Над скругленной частью возвышается горизонтальный аттик, прорезанный круглыми окнами в квадратных рамочных наличниках. Проемы первого и третьего этажей – прямоугольные, во втором, парадном – высокие арочные в профилированных наличниках с небольшими замками. Центральный проем второго этажа служит выходом на балкон, вытянутый вдоль всей полуротонды и ограниченный ажурной металлической решеткой. В боковых крыльях здания первый этаж с чередой прямоугольных окон также обработан ленточным рустом и отделен от верхних профилированным карнизом. Наиболее репрезентативен сильно протяженный фасад по Советской улице. Он имеет трехчастную композицию. Ее центром является своеобразный шестипилястровый портик ионического ордера с расширенным центральным интерколумнием, фланкированный двумя полуколоннами большого ордера. Венчает эту композицию развитый антаблемент с лепным фризом и пологий щипцовый ступенчатый аттик. Лепные медальоны и гирлянды украшают также плоскость стены над арочными окнами второго этажа.
На флангах портика расположены входы в ресторан, акцентированные металлическими зонтами на изящных ажурных кронштейнах в стиле модерн. В боковых частях фасада, как и в крыле по ул.Чайковского, наиболее выразительны наличники окон второго этажа, украшенные в верхней части лепниной и завершенные треугольными фронтончиками. Планировка этажей – коридорного типа. В первом этаже крыла по Советской ул. расположен большой ресторанный зал, декорированный в стиле неоклассицизма: его пространство организовано при помощи четырех колонн тосканского ордера, стены украшены аналогичными пилястрами, а плафоны – лепными розетками. Междуэтажные лестницы выполнены в формах модерна.