Костромской край сыграл заметную роль в истории России. Здесь на волжских просторах, в стенах величественного Ипатьевского монастыря была найдена летопись : изложением истории государства Российского, отсюда в 1613 году на русский престол взошел первый из Романовых — Михаил Федорович. Яркие, интересные страницы развития отечественного изобразительного искусства связаны с жизнью и творчестком замечательных художников, родившихся на костромской земле.
Уже в XVII веке художники-монументалисты Марко Назарьев, Гурий Никитин, Сила Санин были хорошо известны за пределами костромской земли, являясь изографами Оружейной палаты Московского Кремля. В 70-х годах XVIII века в Солнгалической усадьбе Черевиных «Нероново» трудился талантливый портретист Григорий Островский.
В 20-х годах XIX века к Петербурге работал крепостной помещиков Корниловых жи-мописсц А. Поляков, являвшийся помощником английского художника Джорджа Доу в создании знаменитой Портретной галереи героев 1812 года в Зимнем Дворце. Русские пейзажисты Григорий и Никапор Чсрнецоны, уроженцы села Лух Костромской губернии, в целом ряде картин 40-х годов XIX века воспели красоту родной Волги. Сын крепостно¬го крестьянина изд. Хлопово Лаврентий Серяков был первым академиком гравюры па дереве. Его брат Яков известен как талантливый скульптор. Одним из первых русских академиков 60—80 годов XIX века был костромич Ефграф Сорокин. «Королем акварели» называли в 90-е годы XIX века Г. А. Ладыженского, талантливого живописца и педагога из Кологрива. Самобытный художник Ефим Чсстнякои, ученик И. К. Репина, прожил без малого 90 лет в деревне Шаблово, недалеко от Кологрива Костромской губернии, посвя¬тив свое творчество русской деревне.
А скольких выдающихся художников вдохновляла красота волжских просторов — А. К. Саврасова, И. И. Левитана, Б. М. Кустодиева, Е. Д. Поленову, А. П. Бого¬любова, П. И. Пстровичева.
Еще до революции в 1905 году в Костроме Н. П. Шлейным, учеником В. А. Серова и В. Е. Маковского, была основана частная художественная школа, на базе которой в годы советской власти было открыто художественное училище. Большинство костромских живописцев и графиков — воспитанники Шлеинской школы.
В городе помимо училища Шлеипа существовали художественные мастерские А. Токарева, позднее — художественно-графические мастерские Н. II. Купреянова. В Костро¬ме в эти годы была довольно широкая сеть учебных заведений, куда приезжали на педагогическую работу художники из столиц, энтузиасты-одиночки.
Начиная с 1915 года в Костроме ежегодно проводятся художественные выставки. Так, 4 мая 1917 года открылась «Выставка картин северных художников». Она была размещена в здании мужской гимназии, в ней участвовали авторы не только из Костромы, но и из Ярославля и Москвы. В 20-е годы XX века картина художественной жизни Кост¬ромы была пестрая и одновременно сложная. Она разворачивалась вокруг многочисленных выставок, которые бурно обсуждались на страницах местной печати.
Искусство, одержимое идеей поиска, было многообразным, оно бурлило и кипело, стараясь идти в ногу с эпохой, заглядывая в будущее. В ноябре 1924 года по инициативе Б. И. Царнаха в Костроме возникает общество «Нео-Аргус».
В 1925 году по примеру Москвы в Костроме организуется КОАХРР — Костромское отделение ассоциации художником революционной России. Главной задачей этой ассоциации считалось создание жанровых картин на сюжеты современной жизни, в которых они развивали традиции живописи передвижников. В КОАХРР записалось 33 художника, был: принят Устав, избран совет из 5 человек. Но со временем в ряду костромских художников произошел раскол, в результате которого группу художников-реалистов возглавил Н. П. Шлсин, другую — Б. Н. Царпах.
1937—1938 годы были трагическими для Костромской организации. Волна сталинских репрессий докатилась до Ярославля и Костромы. Восемь художников: Б. Н. Царпах, А. П. Балакирев, М. В. Баженов, А. А. Лихачев, С. И. Макаров, 11. А. Соболев, К. В. Сакс, Г Н. Трегубов как «злостные враги советской власти» были арестованы и впоследствии расстреляны. В 1956 году они были реабилитированы «за отсутствием в действиях состава преступления».
До августа 1944 года Кострома входила в состав Ивановской и Ярославской областей. В марте 1934 года в Костроме был создан филиал творческой организации СХ во главе с Н. П. Шлейным. Первыми членами СХ были И. И. Дубов, Н. Д. Сизов, М. С. Колесов, А. И. Яблоков, Н. Ф. Назаров, А. И, Рябиков, И. А. Крылов, С. Д. Пронепко. Живописцы объединились в Товарищество костромских художников.
В августе 1944 года Кострома стала самостоятельным областным центром. Образовался Областной союз художников во глапе с Н. П. Шлейным.
Председателями Правления КСХ были А. И. Яблоков (1952—1956), Н. Ф. Назаров (1956-1958), В. П. Хохрин (1958-1962), А. П. Белых (1962-1986), В. А. Кутилин (1986-1995), Н. М. Смирнов (1995-1999).
Первая областная художественная выставка развернулась в сентябре 1945 года в залах картинной галереи краеведческого музея. На ней было представлено 170 работ 20 авторов.
Областные художественные выставки 1950—60-х годов свидетельствуют, что в общем русле реалистического изобразительного искусства того времени наряду с положительными явлениями имели место проявления помпезности, авторитарности в тематических композициях. Управление искусством, контроль за художниками со стороны властей тормозили свободу творчества, что негативно сказывалось на художественной жизни.
Первыми, кто смело выступили с критикой устаревших догм в искусстве, были молодые художники «шестидесятники» Н. Б. Шувалов, А. Н, Козлов, В. П. Муравьев. Они встали на защиту свободы личности, их полотна отличались искренностью и художественной выразительностью.
В 1960 году на базе бывшего училища был создан художественно-графический факультет Костромского Государственного педагогического института им. Н. А. Некрасова. В вузе преподавали выпускники Московского художественного института им. В. И. Сурикова — А. П. Белых и В. А. Кутилин, института им. И. Н. Репина — В. И. Лытнсв, ВХПУ (бывш. Строгановское) -- Л. П. Веричев, Харьковского художественного института — Ю. В. Горбунов и А. Г. Забагрин.
Осенью 1966 года в Костроме был открыт Областной музей изобразительного искусства, экспозиции которого раскрывают историю русского искусства начиная с XVI века.
В апреле 1996 года открылась муниципальная художественная галерея, где организуются выставки столичных и костромских художников, работающих в различных направлениях. Здесь проходят встречи, диспуты, поднимаются актуальные вопросы современного авангардного искусства, развития традиций, поиска новых форм. В этих залах наряду с произведениями реалистического направления стали разворачиваться вернисажи персональных и групповых выставок авангардного искусства живописцев и графиков. Новое время демократии и свободы творчества отберет и сохранит художественные ценности, выявит талантливые имена.
В административном здании мэрии и городской ;>умы открылся выставочный зал им. Н. В. Шувалова, где развертываются персональные художественные выставки и смотры детского творчества.
В здании Администрации области Костромская организация постоянно представляет картины своих художников. Только на последний год здесь прошли выставки «Художники костромского края», персональные выставки Н. Л. Белых, А. 11. Беляева, С. С. Румянцева, А. П. Алехина, Ю. И. Конышева, С. В. Джерина и В. В. и И. Л. Бауровых.
Начиная с 1960-х годов Костромская организация постоянно участвует в зональных выставках «Большая Волга», «Художники Нечерноземья», республиканских и всесоюзных выставках. В 1977 году в Москве проходила выставка «Художники Костромы», посвященная 825-летию нашего города.
В июне 1985 года и Костроме в новом, отреставрированном выставочном зале и художественном музее открылась VI зональная выставка «Художники Нечерноземья», объединившая двенадцать творческих коллективов центральных областей России.
Летом 1999 года в Костроме состоялась Всероссийская выставка