Развитие системы правовых и судебных отношений в русской торговле и предпринимательстве прошло определенные этапы и было тесно связано с социально-экономической историей Русского государства.
В древнерусские времена суд производился на основе местных традиций и обычаев, сложившегося устного права, как говорили - «по старине».
Суд над населением вершили князья и их наместники. В России существовали особые суды для торгового сословия, первое упоминание о которых встречается в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича, датированной 1135 годом.
Образование государства, складывание рыночных отношений, способствовали появлению царских указов, судебников, регламентирующих торговые отношения.
Например, указ от 5 мая 1555 г. предусматривает порядок наказания должников - лиц, не уплативших задолженности по заемным кабалам или иным кредитным сделкам. Лица «в которых делех обвинены» должны были стоять «на правежу в ысцовых искех» из расчета один месяц за 100 рублей. Если в течение месяца обвиняемый не гасил иска, то он отдавался «истцом головой до искупа», т.е. передавался истцу в службу до отработки долга. Продление срока выплаты долга разрешалось только по особым челобитьям и не более, чем на месяц.
В это время посадских людей, в состав которых входили и торговые люди, «кромеж себя» судил царский наместник.
Первым единым общерусским законодательным документом явилось Соборное Уложение 1649 г., 40 статей 19 главы которого касаются посадского - торгового населения русского государства.
Судом над населением городов в это время ведали приказы, в Костромском крае с 1629 года - Костромская четверть (четвертной приказ). Им подчинялись наделенные большими полномочиями воеводы и губные старосты, в руках которых находилось судопроизводство.
Особенно широко в это время практиковалось в качестве наказания так называемая «торговая казнь» - битье кнутом «на торгу» - торговой площади.
Чаще всего, дела решались по челобитьям, а наиболее важные - по приговору царя или Боярской думы.
Например, в Костроме в середине 17 века остро стоял вопрос о притеснениях посадских людей, занимавшихся ремеслами и торговлей от костромских монастырей и, особенно, от Ипатьевского монастыря. В своей челобитной грамоте царю Алексею Михайловичу посадские люди жаловались на захваты монастырскими крестьянами и бобылями посадских дворов и земель, на крайнюю тесноту и конкуренцию от торгов и промыслов их. Посадские люди требовали признания за ними исключительного, монопольного права на занятие в городах ремеслами и торговлей.
Обстановка в городе была крайне напряжена, встречались случаи избиения духовенства.
Борьба закончилась победой монастыря. Ипатий сохранил за собой белые (т.е. освобожденные от налогов) подмонастырские слободы Богославскую и Спасскую, населенные ремесленниками и торговцами. Но последние должны были продать посадским людям имевшиеся у них в самой Костроме лавки, амбары и ремесленные заведения.
В начале XVIII века, при Петре 1 произошли значительные перемены в российском государственном устройстве, управлении промышленностью, торговлей, городами. Для покровительства торговле было создано центральное правительственное учреждение - Коммерц - коллегия.
Наряду с главным магистратом - сословной коллегией, на местах были образованы городские магистраты, выполнявшие административные и судебные функции. Они должны были содействовать охранению сословных привилегий горожан, защите купцов и ремесленников от обид и притеснений, развитию городских ремесел и торговли.
Целая система местных судов, в т.ч. сословных, была создана в 1775 году по екатерининской «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи». Дела горожан продолжает решать городской магистрат, состав которого (бурмистров, ратманов) избирается городским собранием -первичным органом сословного «самоуправления» в городе. Городское собрание избирает и судей словесных судов, которых можно считать предшественниками коммерческих судов.
В фонде Костромского магистрата хранятся дела о взыскании долгов, книги записи договоров, контрактов, материалы по развитию торговли и промыслов, купеческие духовные завещания.
Один из таких материалов рассказывают о спорном деле, возникшем в конце 18 века при строительстве костромских каменных рядов.
В 1787 г. городовой магистрат принял решение о строительстве Гостиного двора (согласно новому генеральному плану 1781 г.). Проект был составлен главным архитектором Костромского наместничества К.Клером. Костромские купцы рукавишной, сапожной и кожевенной линий взяли обязательство дать деньги на строительство каменных торговых рядов и ворот - въезда в ряды у церкви Спаса. Стоимость отдельной каменной лавки равнялась 600 рублям.
Сооружение Красных рядов начато было в 1791 г. под руководством известного местного зодчего А. Воротилова, который выступал в качестве подрядчика вместе со своими братьями Иваном, Петром и сыном Ефремом.
В ходе строительства выяснилось, что купцы Иван Волков, Андрей Воробьев, Алексей Свешников и др. стали отказываться от взятых ранее обязательств, как они указывают «за разными обстоятельствами» и строить каменных лавок не желают.
Дело кончилось тем, что каменные лавки все - таки были построены в Костроме, и купцам пришлось въехать в новые апартаменты.
В начале XIX века Россия превратилась в крупную империю, разделенную на 50 губерний. Реформы Екатерины II дали толчок развитию экономики, торговли, городского хозяйства. Возникла острая необходимость в решении спорных вопросов, возникавших в области коммерции, торговли, предпринимательства.
В начале XIX века в крупных российских городах стали учреждаться коммерческие суды - особые суды для разбирательства торговых споров, а также для решения дел, возникающих из торговых отношений.
Первый коммерческий суд в современном понимании этого слова был учрежден в 1808 году в Одессе. После учреждения коммерческого суда в Одессе такие суды были созданы в Таганроге (1818 г.), Феодосии (1819 г.), Архангельске (1820 г.), Измаиле (1824 г.).
14 мая 1832 года императором Николаем I был издан Устав судопроизводства в коммерческих судах и Общее положение об учреждении этих судов в России.
К 1895 году существовало 7 коммерческих судов: в Москве, Одессе, Санкт - Петербурге, Архангельске, Кишиневе, Таганроге и Керчи.
Круг ведомства их простирался только на тот город и уезд, губернию, где находился суд.
В тех же местах, на которые не простирались ведомства коммерческих судов, спорные дела, относящиеся к торговой подсудности, ведались общими гражданскими судами.
Судебная реформа 1864 года в России организационно не коснулась коммерческих судов. Изменения произошли только в судопроизводстве: споры стали рассматриваться не только на основании Устава торгового судопроизводства, но и в соответствии с Уставом Гражданского судопроизводства от 20 ноября 1864 года. Исполнение решений коммерческих судов производилось по исполнительным листам через судебных приставов и находилось вне юрисдикции коммерческих судов.
В Костроме коммерческого суда не было, но с 1871 г. для разбора гражданских дел всех сословий, был образован Костромской окружной суд. Это был гласный суд с участием присяжных заседателей.
В ГАКО (Государственный архив Костромской области) в фонде по Костромскому окружному суду проходят дела по костромским купцам и их торговой деятельности.
В ведомстве коммерческих судов, а следовательно, в таких городах, как Кострома - в ведомстве окружных судов были такие дела, как регистрация торговых заведений, надзор над мерами и весами, скрепа торговых книг, свидетельствование договоров, охранение наследства, выдача свидетельств торсовым ученикам, взимание установленных сборов, дела по торговой несостоятельности, споры и иски по торговым сборам и обязательствам.
В коммерческих судах преобладал устный разбор дел -словесная расправа, большое значение придавалось присяге (присяга очистительная - для ответчика, присяга оценочная) по обоюдному согласию сторон.
Главной задачей коммерческих судов было стремление к возможно скорому разрешению дел.
Коммерческие суды действовали вплоть до 1917 года. Декретом о суде №1 советской власти они были упразднены. Все споры, возникавшие между казенными организациями, предприятиями и учреждениями, решались в административном порядке. 21 сентября 1922 года утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями. Согласно этому Положению создаются арбитражные комиссии: в центре - при Совете труда и обороны (Арбитражная комиссия при СТО) и на местах - при областных экономических совещаниях.
В 1924 году организация системы арбитражных комиссий как специальных органов, созданных для рассмотрения имущественных споров между государственными и кооперативными предприятиями и организациями, в основном завершилась.
3 мая 1931 года утверждено Положение о Государственном арбитраже. В нем указывалось, что Госарбитраж "учреждается для разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора в направлении, обеспечивающем укрепление плановой и договорной дисциплины и хозяйственного расчета".
В 1934 году к компетенции органов Госарбитража были отнесены споры, возникающие при заключении договоров.
Конституцией 1977 года арбитраж признан конституционным органом. Организация и порядок его деятельности стали определяться Законом "О государственном арбитраже в СССР".
В связи с экономическими преобразованиями и формированием рыночных отношений в России возникла потребность в создании независимой судебной системы, специально приспособленной для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами. В июле 1991 года принят Закон "Об арбитражном суде". Постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1991 года "О введении в действие Закона РСФСР "Об арбитражном суде" были упразднены арбитраж и иные аналогичные органы в системе министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях. С 5 марта 1992 года введен в действие Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, а с 1 июля 1995 года - новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. С этого же момента вступил в силу новый Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", новеллы которого направлены на то, чтобы любой арбитражный суд, рассматривающий споры между организациями, расположенными в различных регионах России, в том числе споры с участием иностранных фирм и компаний, функционировал как составная часть единой судебной системы. Вместо действующей двухзвенной системы арбитражных судов создается трехзвенная; промежуточным звеном между Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и арбитражными судами субъектов Российской Федерации являются 10 федеральных арбитражных судов округов, представляющие собой кассационные инстанции. В арбитражных судах субъектов Российской Федерации создаются апелляционные инстанции для пересмотра дел, рассмотренных в первой инстанции.
В сентябре 2002 г. введен в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс, принятие которого является очередным витком развития судебно-арбитражной системы России.
В истории создания и развития Арбитражного суда Костромской области как в зеркале отражаются сложности и противоречия экономического развития области и страны в целом. Нельзя забывать и тех людей, кто стоял у истоков создания как Госарбитража при Костромском облисполкоме, так и Арбитражного суда костромской области.
В период образования Костромской области был создан ряд учреждений и организаций, в том числе решением исполнительного комитета Костромского областного Совета депутатов трудящихся от 15-17 января 1945 года «Об образовании отделов и управлений» на территории Костромской области был создан Государственный арбитраж, на который были возложены функции разрешения хозяйственных споров.
Первым главным государственным арбитром был назначен Давыдов Николай Васильевич (период работы с 01.08.1949 по 14.12.1966).
Затем эту должность занимал Рюмков Николай Яковлевич (период работы с 14.12.1966 по 18.07.1986).
Следует отметить, что до начала 90-х годов прошлого века российское правосудие фактически не затрагивало сферы экономики. Только в 1991-1992 годах кардинальные обновления в стране коснулись всех сторон жизни России. Был дан старт формированию новой государственности, в процессе которого был заявлен отказ от плановой экономики. Формирующаяся рыночная экономика базировалась уже на принципиально новой основе - смешанной, в том числе и частной собственности.
В результате этих событий государственный и ведомственный арбитраж - органы, которые сочетали в себе выполнение как чисто судебных, так и некоторых контрольных функций, остались не у дел. В этих условиях не могли не появиться государственные суды, специализирующиеся на рассмотрении экономических споров, которые являются обязательным элементом рыночной экономики.
Выход был найден: с принятием Закона РФ «Об арбитражных судах» и Арбитражного процессуального кодекса РФ государственный арбитраж был ликвидирован, а на его кадровой и материальной основе создана единая система арбитражных судов, в том числе, и Арбитражный суд Костромской области, который действует с момента принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации от 02.07.1992 № 2920-1 «Об избрании Костромского областного арбитражного суда». Этим же Постановлением были утверждены первые 6 избранных судей. В их числе была и действующий в настоящее время судья Егорова Ольга Юрьевна.
Первым председателем Арбитражного суда Костромской области в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 02.04.1992 № 2642-1 был избран Ласуков Владимир Александрович, исполнявший до этого обязанности главного арбитра Госарбитража Костромской области и проработавший в этой должности до 1997 года.
В то время арбитражный суд занимал небольшое помещение в здании по улице Шагова, д. 1. Штат сотрудников суда составлял всего 17 человек.
В настоящее время Арбитражный суд Костромской области занимает комплекс зданий по улице Шагова, 20-а и улице Долматова, 2-а, в которых расположены 10 залов судебных заседаний, канцелярия, архив, кабинеты для судей и работников суда. Штат судей увеличился более, чем в три раза, штатная численность сотрудников - более чем в пять раз. Значительно расширилась компетенция арбитражного суда.
Начиная с периода становления и по настоящее время Арбитражный суд костромской области последовательно осуществляет комплекс мероприятий судебной реформы, направленных на повышение качества правосудия, роста авторитета судебной власти, доступности правосудия, усиления принципов беспристрастности и независимости судей.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 2 апреля 1992 года № 2642-1 первым председателем Арбитражного суда Костромской области был избран Ласуков Владимир Александрович, ранее с августа 1976 года работавший госарбитром, а с июля 1986 года возглавлявший Госарбитраж при Костромском облисполкоме.
Согласно штатному расписанию по состоянию на 1 сентября 1992 года в Арбитражном суде Костромской области было 4 судей.
На 1 января 2008 года в штатном расписании Арбитражного суда Костромской области значится 22 судьи, 22 помощника судьи и 14 секретарей судебного заседания.
После реконструкции, завершенной в 2007 году, арбитражный суд занимает комплекс из трех соединенных между собой переходами зданий, расположенных по ул. Шагова, д. 20 (4-й этаж), ул. Шагова, д. 20 «А» (3-х этажное здание), ул. Долматова, д. 2 (2-х этажное здание, в котором расположены залы судебных заседаний).
Указом Президента РФ от 23 августа 2010 года № 1032 председателем суда назначен Байбородин Олег Леонидович.