ГП «КОСТРОМАРЕСТАВРАЦИЯ» ранее Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская, организованна в 1950 году. Первые шаги мастерской были связаны с ремонтно-восстановительными работами на памятниках ансамбля Ипатьевского монастыря и торговых рядов в центре города. В 1957г. на должность главного архитектора пришла Калерия Густавовна Тороп. За время работы она сумела собрать коллектив: архитекторов – Шевелева И.Ш., Васильева Л.С., Шапошникова В.С., Чернова А.П., Матросову Л.П.; инженера-строителя Васильеву Л.Н., инженеров-сметчиков Васильева В.Н., Смирнова Г.Н., искусствоведов Кильдышева А.В., Кудряшова Е.В., Каткову С.С.. Инженерные кадры, рабочие мастерской постоянно учились в творческих поездках по обмену опытом в г. Москве, Ленинграде, Пскове, Новгороде, Прибалтике. Были созданы бригады художников реставраторов монументальной и станковой живописи - бригадир Малофеев А., станковой живописи - бригадир Богомолов Л., резчиков по дереву - бригадиры Сорокин Ю., Литяев В., позолотчиков: Гайдаев В., Смирнов В., каменщиков Коваленко И., Груничева В., Белякова К., плотников Каргина И., Титова С.. Много сил и энергии в создании материальной базы мастерской, производства ремонтно-реставрационных работ было вложено директорами Чулковым В.П., Павловым В.Г., Ляпиным А.Д. Именно этот научный коллектив дал образец глубокой научно-исследовательской подготовки по всем проблемам, встающим перед реставраторами, приступающими к работе над памятниками.
Экспедиционные обследования области, которые сотрудники мастерской проводили совместно с музеем, позволили выявить редкие памятники деревянного культового зодчества, жилые дома с живописными росписями в интерьере и богатый резной декор на фасадах изб.
Чтобы сохранить их от разрушения и уничтожения оставался один путь начать формировать специальный музей.
Определение «научной» реставрационная мастерская оправдывала большим объемом исследований, которые предваряли каждый проект реставрации. По результатам исследований сотрудниками мастерской опубликованы альбомы, путеводители и исторические очерки о Костроме, Солигаличе, Нерехте, о фресках церкви Воскресения на Дебре, костромской иконе. Авторы К.Г. Тороп, А.В. Кильдышев, Е.В. Кудряшов, С.С. Каткова. Книга «Геометрическая гармония» опубликована архитектором мастерской И.Ш. Шевелевым еще в 1963 году и этот первый труд по теории архитектурных пропорций вырос из практических вопросов, которые так часто встают перед архитекторами-реставраторами старинных зданий.
Архитекторы К.Г. Тороп, Л.С. Васильев и И.Ш. Шевелев за свои заслуги в деле изучения и сохранения памятников архитектуры области удостоены звания почетных граждан города Костромы. Лауреатом премий им. Д.С. Лихачева и областной премии «Признание» стала искусствовед С.С. Каткова. Званием заслуженных работников культуры Российской Федерации отмечены художники-реставраторы А.М. Малафеев, Е.В. Ильвес, Е.И.Марев, архитектор Л.С. Васильев.
Бригада художников резчиков по дереву многие годы занималась восстановлением декоративной резьбы иконостасов церквей. В их активе такие ансамбли как Троицкий собор Ипатьевского монастыря, церковь Воскресесения на Дебре, Никольская погоста Бережки, храмы города Нерехта.
Древнейший памятник шатрового зодчества церковь Богоявления в селе Красное на Волге, в вотчине бояр Годуновых, была спасена реставраторами (проект И. Шевелева) для истории как и многие здания в монастырских ансамблях: Авраамиево-Городецком (г. Чухлома), Макарьево-Унженском (г. Макарьев) (проект А.П. Чернова), Паисьевом (г. Галич).
Для помощи музеям в деле сохранения произведений живописи в 1980 году была сформирована группа реставраторов станковой масляной живописи. Кадры готовили из выпускников художественно-графического факультета местного педвуза. Стажирование, курсы повышения квалификации взяла на себя ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря. Художники-реставраторы Л. Богомолов, С. Капустина, В. Михеев, В. Карпычев провели значительную работу по реставрации картин в собрании костромских музеев и их филиалов в районах области и даже в музеях городов соседней Ивановской области Иванова, Шуи, Кинешмы, Фурманова и Юрьевца и Палеха. Это позволило вернуть забытые имена художников и по- новому оценить их вклад в художественную культуру края. Реставрированные полотна русских и зарубежных мастеров вошли в экспозиции музеев, участвуют в выставках в стране и за границей, опубликованы в альбомах и каталогах.
Жестокие ветры перестройки сильно потрепали корабль КСНРПМ, но ему удалось сохранить плавучесть. В основном на ремонтно-восстановительных работах. Наличие столярной базы позволило выполнять спецзаказы на изготовление лемеха для башен Ростовского кремля, конструктивной основы и резьбы для иконостасов вновь открывающихся храмов.
В настоящее время мастерская вновь обретает крылья. Появилась уверенность в завтрашнем дне. Возможно, под ее крылом вновь соберутся кадры архитекторов, художников, резчиков и искусствоведов, способные вести сложные объекты.