В прошлый уик-энд в Минске прошел тринадцатый чемпионат мира в номинациях произвольного способа подъёма гирь. Корреспондент портала "Кострома в Сети" расспросила трехкратного чемпиона мира, Александра Штейнбаха о поездке и установленных рекордах.
- Гиревой спорт со стороны кажется весьма простым: поднять-опустить. Неужели можно еще что-то придумать, да еще и целый чемпионат организовать?
- Ещё как можно. Жим гирь стоя, сидя и даже лежа, жонглирование, рывок или толчок за разное время (от минуты до часа). Вариаций множество. Современному гиревому спорту, на мой взгляд, как раз и не хватало той зрелищности, которую привнесла федерация МКМГС, введя в соревнования зачет по произвольным способам подъема гирь.
- Существует целая федерация?
- Да. Сравнительно молодая федерация. Её особенность в демократичности правил и многообразии упражнений с гирями, которые она признает, как соревновательные.
- Спортсменам принято задавать вопрос о том, как они стали заниматься, другими словами – пришли в спорт. Как это было у вас?
- В спорте я давно, но именно в гиревом спорте и на соревнованиях такого уровня, выступал впервые.
- Чем занимались до гирь?
- Начинал, впрочем, и сейчас не закончил, с армспорта. В шестнадцать лет я выполнил норматив мастера спорта. Неоднократно побеждал на российских и европейских первенствах.
- А на гири как перешли?
По воле случая. Мой хороший друг и руководитель спортивного зала Андрей Мочалов приобрел для тренировок две гири по 50 килограмм. Конечно же, все кто занимается, подходили и пробовали их поднять. В какой-то момент мне тоже захотелось. Попробовал – получилось. Потом наткнулся на видео в интернете, где ребята умудрялись поднимать по две и даже по три гири в одной руке. Меня это очень заинтересовало. В толчке одной гири мои знакомые продвинулись далеко, но две даже на один подъем осилить никто не мог. Стало интересно, получится ли у меня. Так начались мои развлечения с гирями. Практически сразу я повторил и даже перекрыл увиденные на YouTube достижения. Стал заниматься гирями вплотную и работать уже на свои рекорды.
- Говорят, была какая-то интересная история с гирями по 50 килограмм, с которых у вас все началось. Расскажете?
- Одно из упражнений, которое я выполнял – толчок двух гирь весом по 50 килограмм каждая. Когда мы подали заявку на это упражнение, то оказалось, что у организаторов в Минске просто нет таких гирь. Пришлось везти с собой из Костромы. Очень переживали, что остановят на границе с таким грузом и, как в "Золотом телёнке" Ильфа и Петрова заставят пилить, при чем именно меня. (Смеется)
- И как, остановили?
- Нет. Все прошло гладко. Видимо добрососедские отношения между странами помогли. Ни остановок, ни досмотров не было.
Уже на самих соревнованиях выяснилось, что украинские спортсмены тоже привезли "контрабанду", правда, всего одну, раскрашенную в цвет их флага. Наши гири были покрыты золотой краской, поэтому было страшнее перевозить.
- Трудно ли дались рекорды?
- Я заявился на три упражнения: толчок двух гирь по 50 кг, толчок двух гирь по 32 кг одной рукой и толчок трех гирь 16+24+32 кг одной рукой. В каждом упражнении выложился на все двести, но сказалось волнение. Так, конечно, планировал больше раз толкнуть.
- Сколько раз получилось?
- Шесть, десять и три раза соответственно.
- Это же полторы тонны получается?!
1456 килограмм, если быть точным. Существует номинация, в которой суммируется поднятый вес, поэтому от гиревиков часто можно услышать рассказы о поднятых весах в десятки тонн. Правда, при этом они редко уточняю, что это не за один раз получилось.
- После столь высоких достижений, какие планы на будущее?
- Думаю это не последнее выступление в гиревом спорте. Будем ездить бить рекорды и побеждать соперников, если таковые появятся.
- В этот раз соперников не было?
- Разве что сам себе был соперником. В сборной России был парень, Кирилл Горячев, который делал нечто похожее на мои упражнения. У него был толчок четырех гирь по две в каждой руке (12+14 кг). Еще был украинский спортсмен, толкал 50 кило. Но две гири по 50, а три и подавно, никто не толкал.
- Уникальные упражнения, не поспоришь. А названия у них есть?
- Уже после возвращения выяснил, что американцы называют толчек трех гирь одной рукой Popcorn kettlebell jerk. Может потому, что по форме попкорн напоминает, не знаю.
- Кроме победы на чемпионате, были ли еще какие-то желания?
- Желание изначально было не конкретно победить, а познакомиться с людьми, наладить контакты с единомышленниками. Было еще одно желание, но оно не осуществилось.
- Какое?
- У белорусских спортсменов есть уникальная, отлитая по спецзаказу, 80-килограммовая гиря, которую должны были привезти на соревнования. Очень хотелось попробовать свои силы на ней. Но, видимо кроме меня желающих не нашлось, а может и по каким-то другим причинам, но гири не было. Пока толчок гири-гиганта остается в планах на будущее.
- Как вам за границей?
- В Белоруссии не чувствуешь себя иностранцем, скорее, человеком попавшим назад, в Советский Союз. Все чисто, убрано, трава везде подстрижена, мусор нигде не валяется, поля засеяны, дороги, даже на окраинах – идеальные. Единственная сложность – деньги. Не сами деньги, а их номинал. Вот представьте, мы жили в номере за миллион!
- Ого! Спортсмены настолько богаты?
- В том-то и дело, что нет. В Белоруссии до сих пор сотни тысяч и миллионы. В пересчете на наши деньги их миллион чуть меньше наших четырех тысяч. И это за два дня в шикарном номере с душем и завтраком. Мы отвыкли от нолей, и они нас пугают, особенно в магазине. Стоишь перед витриной, смотришь на ценник и не понимаешь: "сколько это стоит?".
- Чем запомнился Минск?
- Почти все время мы провели на соревнованиях, так что осмотреться, особо не успели. Но, из того, что удалось зацепить, видно, что Минск очень спортивный город. В парке Горького проходили наши соревнования, а через несколько кварталов – чемпионат по роллерспорту. И олимпиаду они очень ждут, даже специальную панель установили, на которой идет отсчет оставшихся дней.
Отношение к спорту должно быть именно таким!