Почти четверть века назад у компании Nike появился слоган Just Do It ("Просто сделай это"), ставший впоследствии официальным девизом фирмы и одним из самых известных слоганов в истории мировой рекламы. В 1988 году на встрече с группой служащих компании Nike представитель рекламного агентства Weiden & Kennedy Дэн Вайден, восхищенный их исполнительностью и энергичностью, произнес: "You Nike guys, you just do it." ("Вы парни из Nike, вы просто делаете это"). Последняя часть этой фразы сегодня известна всему миру. Пока парни из Nike продолжают делать кроссовки, парни из "Диалог Данс" делают Диверсию. И это, да простят нас в Nike, уже не просто Just Do It, это Just duet!
С 21 по 24 сентября в Костроме прошел шестой Международный фестиваль дуэтов современного танца Diversia. Одно из достижений этого года, которым по праву гордятся организаторы – это поддержка Министерства культуры Российской Федерации и Фонда Михаила Прохорова. Но, поддержка, пусть даже такая значительная, поддержкой, а главное – это фестиваль. Итак, четыре дня, шесть стран, десять проектов, двадцать танцовщиков и…бесконечное множество эмоций.
День первый. Открытие
Несмотря на то, что основной концепцией "Диверсии" является работа в дуэте, а все остальное – это исключительно творчество, которое может быть направлено в любое русло, в этом году у фестиваля явно прослеживалась социальная тематика. Понятно это стало уже после того, как появилась программа. Названия спектаклей "Страна Проживания", "Дерево Стажа" и "Нет места на парковке" довольно четко обозначают круг актуальных проблем. Как пояснил один из организаторов фестиваля, а по совместительству и руководитель "Диалог Данс", Иван Естегнеев: "Специальной задачи направить фестиваль в какую-то определенную тематику мы не ставили. Но, современные формы искусства непременно должны рефлексировать на современность, иначе это будет уже очень далеко от все той же современности и перестанет быть актуальным".
Совместный проект арт-площадки "Станция" и "Платформы" (Кострома – Москва) "Страна Проживания", открывавший фестиваль, заставил всех собравшихся задуматься о проблеме миграции. Два разных человека: мужчина и женщина, соединение абсолютно разных культур: восток и запад… Спектакль-катастрофа о том, что происходит с людьми, которых принято называть мигрантами или просто "чужаками". Капоэ́йра в арт-версии, примерно так можно описать то, что происходило на сцене. Единственное, что смущало – это два (по количеству участников) iPadа, которые использовали как подсказки с текстами и фонари для попеременной подсветки ног и лица. Почему-то никак они не вязались с образами мигрантов, которых мы видим на улицах и Москвы и Костромы. Но, оставим эту деталь как режиссерский ход. Кстати, именно благодаря одному из "яблочных" чудес техники, Евгению (Евгений Сангаджиев – один из участников дуэта) удалось разрядить напряженную атмосферу, повисшую в зале после спектакля. Во время одного из выходов на поклон он просто спрятал iPad под ковер – третий и последний предмет декораций в "Стране Проживания". В этот момент в зале кто-то облегченно выдохнул, кто-то засмеялся, и как-то сразу стало легче. Правда, ненадолго.
"Соло для двоих" от перформеров из Израиля снова погрузило зрителей в глубокие раздумья. В этот раз думать нужно было о памяти и забвении. Если честно, то в данной подаче, лично мне это давалось весьма сложно. Много воды, которую брызгали и лили на себя, громадный вентилятор, заставляющий трепетать одежду и волосы, видеоряд из жизни семьи…единственным близким мне, в данном случае, показался Владимир Высоцкий. Каким образом он попал в спектакль? Естественно не сам, а его песня, но история весьма интересная. Оказывается, где-то в Израиле местный певец исполнял его песни, и участники коллектива случайно услышали, прониклись, нашли оригинал в интернете и … вставили в свой спектакль. Странно? Более чем!
А дальше случилось то, что лично меня спасло от надвигающейся депрессии – Ольга. Именно так назывался третий спектакль, который в Кострому привезли две кировские девушки Ирина и Арина. Тут сошлось все: история, драматургия, философия и танец. Такие разные девушки, такое разное счастье или наоборот несчастье, и такая огромная любовь к жизни. В текстах, которые вполне бы могли выйти из под пера Евгения Гришковца, если бы он был женщиной, было все. Тут и зеленая машина, и друг из Новосибирска, который любил-любил и разлюбил, при этом жестоко удалил из друзей во "Вконтакте". В какой-то момент понимаешь, что это про тебя, про твою жизнь, про твою лучшую подругу, про переживания, но повествование не давит, а наоборот, заставляет смеяться. По-доброму, над самим собой. Еще и бонус в виде танцев (в привычном их понимании), которых катастрофически не хватало в других постановках. Оказывается, о сложных вещах, таких как взаимоотношения, можно рассказать так легко!
Фраза дня (случайно услышанный диалог зрителей, выходивших из зала):
– Кировчане отожгли!
– Это же кировчанки?!
– А, да…мужики бы так не смогли!
День второй. Такой разный Питер
Программа второго дня так же состояла из трех спектаклей на арт-площадке "Станция". Два из них привезли из культурной столицы – Санкт-Петербурга. Но, не смотря на одно место рождения, проекты оказались абсолютно разными. Первый – "Кроха Цахес", в буквальном смысле стал испытанием для зрителей. "Я прошу вас встать и стоять столь долго, сколько это будет возможно" – попросил Александр (Александр Монтлевич – один из участников дуэта) и все встали. Конечно, спустя некоторое время кто-то не выдерживал и садился. Достоявшихся к концу перформанса осталось процентов 30. Но, это того стоило. Таким, весьма необычным образом, участники попытались рассказать о современном искусстве. О том, что понять его сложно ровно настолько же, насколько сложно долго стоять. Но, именно стремление сделать это – очень важно!
Второй спектакль привезли уже знакомые костромичам, театр танца "Игуан". В этот раз Нина и Миша рассказывали о бюрократии, трудовой пенсии, бумажной волоките, о том, о чем, казалось бы, нельзя рассказать в танце, но, у них получилось.
Хотели ли Вы танцевать балет? Могли или нет, но хотели точно. В свои четыре года я часами кружилась по комнате, вставая на цыпочки и представляя, что я балерина. Конечно же, с балетом не срослось, но, в мои четыре это было именно желание! А вот танцевать балет по принуждению, потому что так надо…и тут в повествовании "Игуан" случается абсурд. Нужно танцевать балет, потому что сразу видно, что это танец и тогда положена трудовая пенсия. А если ты занимаешься современным искусством, то? То сначала надо доказать, что это танец и это искусство. Звучит как бред, но в какой-то момент героям "Дерева Стажа" (название спектакля) приходится поверить в это, и…они начинают танцевать балет. Умиление, переходящее в фарс и обратно не покидает ни на секунду!
Рассказывать о том, что было дальше очень сложно. Сотни, тысячи и даже миллионы людей, пытались рассказать о любви, но так как это сделали итальянцы Чезаре и Рикардо в проекте "iLOVE", пожалуй, не делал никто. Все началось с яблока, а сами танцовщики вышли на сцену из зрительного зала, подтверждая свою общность с окружающими. Потом появилось второе "яблоко", правда, уже электронное, и от уже засветившейся в первый день, компании Apple. В этот раз там тоже был текст, но…он был русским! Естественно, то, что итальянцы читали русский текст, делая это вполне уверенно, сразу подкупило большую часть зала. Остальные присоединились практически сразу после того, как начался танец. Конечно, итальянская любовь весьма специфическая, потому, что в ней есть два мужчины, и нет ни одной женщины. Но, как ни странно, это ничего не портит, а наоборот добавляет остроты. Каждую секунду пытаешься угадать, что же произойдет, как можно показать любовь, не переходя границу пошлости? Стоит признать, что итальянцам удалось сделать это, даже не смотря на то, что в какой-то момент оба героя остались в одних трусах.
Фраза второго дня: "Просто бесконечное число ступеней вниз! И чем ниже, тем меньше хочется уходить. Может останемся тут?"
День третий. В театре
Имея собственную площадку на "Станции", организаторы "Диверсии" все же не стали отступать от традиции и провели третий день в здании драмтеатра.
В этот день итальянцы продолжали удивлять лично меня, но, уже не спектаклем, а джемпером в цветочек. Но, вернемся к спектаклям. В этот день их было два.
Чешский дуэт рассказывал историю о слиянии тела и машины. Иногда танцоры-машины управляли друг другом, иногда "работали" сами, но каким бы ни было взаимодействие, оно на 100% напоминало не людей, а именно машины. Четкие, отточенные движения, ломанные линии в купе с весьма тяжелой музыкой создавали ощущение триллера вокруг. Казалось, что еще минута и, обязательно случится что-то страшное. Чтобы как-то переключится с негатива, я вспомнила икону всех начинающих моделей – Тайру Бэнкс. Думаю, что всем ее протеже, не помешало бы взять у Чехов пару уроков уродливой красоты.
Шведский дуэт рассказывал "Еще одну историю о палочках". Судя по описанию в брошюрах, на сцене должна была появиться восточная красавица и муж тиран. Муж-тиран в шинели и с громкими речами на английском, французском, русском и даже, языке диснеевского Дональда Дака появился, а вот вместо царевны Будур, или Жади из долгоиграющего сериала "Клон", появилась "покорная японка". Но, как говорится, все до поры до времени. В какой-то момент стало ясно, кто в доме хозяин! Добиться этого удалось при помощи обычных китайских палочек для еды.
Фраза третьего дня: "А мне так хотелось посмотреть, как выглядят шведские восточные женщины. А они какие-то очень японские оказались".
День четвертый. Закрытие
Как и обещали организаторы, четвертый день фестиваля стал самым мощным. Для проекта "Нет места на парковке", который в Кострому привезли новички фестиваля, литовская компания "Fish Eye", пространство арт-площадки было полностью изменено – появился подиум. Зрители переехали непосредственно на сцену, став, кто-то косвенно, а кто-то вполне реально, участниками спектакля. Взаимоотношения отца и сына, отраженные в постоянном противостоянии, похоже, оказались близки многим пришедшим. Одних смешил импровизированный танк, другие задавались вопросом, почему на шапке Санты вместо праздничного красного, странный черный, третьи пугались борьбы, переходящей в драку. Вопросов действительно, очень много. Но, масштаб спектакля безусловно оценили все.
Закрывал фестиваль еще один совместный проект, который был создан в рамках "Фабрики воображения" на арт-площадке "Станция" в прошлом году. "Шоколад" – без сомнения, не только лучшее средство от депрессии, но и легкий, тонкий, гармоничный и веселый проект о двух танцующих людях. Интрига названия, кстати, оказалась весьма странной. Шоколадом оказалось пятнышко, которое обнаружил у себя один из героев спектакля. Почему именно так? Отвечать на этот вопрос предстояло каждому самостоятельно…
Говорят, что для того, чтобы сделать что-то грандиозное, нужно много людей. Международный фестиваль дуэтов современного танца Диверсия, из года в год доказывает, что для того, чтобы создать целый мир и воплотить его в танце, достаточно всего двух людей, влюбленных в танцы.
Последняя фраза: "Ты знаешь, я понял – самые счастливые танцовщики живут в Италии и Кирове".